Свежие комментарии

  • Неизвестно Неизвестно14 апреля, 14:01
    Я-то пожалуйста! А Вам слабо? Но даже если мы с Вами на пару встанем на защиту рубежей, все одно без молодняка не обо...Россию делают кра...
  • Виталий Литвинов14 апреля, 13:05
    Интересно себя он к кому относит? У Киплинга много кого есть. даже шакал. Тоже мне Слтыков -Щедрин в интернетной упак...Чистый Киплинг. Е...
  • Виталий Литвинов14 апреля, 13:01
    Делать ему больше нечего, как ёрничать. Не нравится. чемодан. вокзал, Израиль. там хорошо. привыкли гадить под дверь...Чистый Киплинг. Е...

Голландский журналист: Bellingcat срывает судебный процесс по MH17

Голландский журналист: Bellingcat срывает судебный процесс по MH17

Вот уже шесть лет подряд британский веб-сайт Bellingcat продвигает украинский нарратив «Россия сбила рейс MH17»

С началом судебного разбирательства по делу MH17 в марте 2020 года самопровозглашенный «коллектив исследователей, следователей и гражданских журналистов» взял на себя новую роль. Они начали высмеивать адвокатов и дискредитировать свидетелей. Может ли быть так, что спецслужбы разыгрывают Bellingcat, чтобы направить суд над MH17 в определенном направлении? И кто их таинственный «соучастник преступления»?

В марте 2020 года Государственная прокуратура Нидерландов возбудила уголовное дело в отношении подозреваемых в крушении рейса MH17 Malaysian Airlines. Малазийский Boeing потерпел крушение 17 июля 2014 года в восточном регионе Украины, где в то время бушевала гражданская война, и где шестнадцать самолетов украинских ВВС уже были сбиты сепаратистами. Четверо бывших военачальников «сепаратистской» Донецкой Народной Республики обвиняются в пособничестве гибели гражданского авиалайнера. Этих людей считают «ведущими игроками, которые доставили «Бук-ТЕЛАР» (зенитную батарею) из Российской Федерации и развернули ее в рамках своей военной операции с целью сбить самолет».

Британский веб-сайт Bellingcat сыграл заметную роль в деле MH17 на протяжении последних шести лет.

Основанный Эллиотом Хиггинсом, сайт был открыт за два дня до авиакатастрофы. В то время Хиггинс уже имел репутацию блоггера о войне в Сирии, известного под псевдонимом «Коричневый Моисей». Несмотря на то, что репортажи ведутся из гостиной, он не говорит по-арабски и не обладает знаниями или опытом в области систем вооружения, его работа получила широкий резонанс в основных СМИ. И это неудивительно: его выводы идеально вписываются в мейнстримный рассказ об умеренных повстанцах, ведущих благородную борьбу против безжалостного диктатора, который отравлял газ для своих собственных людей, одновременно снося их бочковыми бомбами.

Быстрый старт Bellingcat

Катастрофа MH17 позволила Bellingcat стремительно взлететь. Поскольку обломки авиалайнера все еще тлеют, украинская секретная служба, известная как СБУ, начала публиковать записи разговоров «сепаратистов», обсуждающих сбитый самолет и продвигать в социальных сетях изображения, которые ее агенты «нашли», с изображением предполагаемого шлейфа от запуска ракеты и транспортировки зенитно-ракетного комплекса «Бук».

Улики, которые СБУ распространяла среди журналистов и экспертов по социальным сетям, были немедленно уловлены Bellingcat. Через несколько дней исследователи заявили о точном знании того, что произошло на востоке Украины: MH17 был сбит ракетой, выпущенной с фермерского поля системой «Бук», доставленной из России. Возможность того, что сама Украина была причастна к катастрофе быстро исчезла из общественного обсуждения. И Украина достигла желаемого результата: западная аудитория была абсолютно убеждена в том, что виновата Россия, еще до начала официального расследования.

Затем Объединенная следственная группа (JIT), которую возглавляют голландцы и в которой представлены прокуратуры Нидерландов, Бельгии, Австралии, Малайзии и Украины, приняла заранее подготовленную историю СБУ и Bellingcat.

Успех Bellingcat в формировании повествования о MH17, похоже, придал смелости его персоналу взять на себя роль заместителя шерифа JIT. Сайт продолжал шерстить Интернет в поисках дополнительных доказательств, подтверждающих официальную версию событий. В 2015 году Bellingcat опубликовал отчет в котором утверждалось, что пресловутый комплекс «Бук» является производным от 53-й зенитно-ракетной бригады Сухопутных войск России в городе Курске. Это утверждение было добросовестно принято JIT в следующем году.

Твердая защита

В марте этого года началось уголовное производство по делу MH17. Хотя социальное воздействие катастрофы было огромным, особенно в Нидерландах — 196 из 298 погибших пассажиров были голландцами, — тем не менее, общественность в основном потеряла интерес. Это потому что большинство голландских граждан считают, что суд — дело свершившееся, всего лишь формальность, по которой будут осуждены четыре человека, предстающих перед судом. Они полностью приняли версию, которую Киев, Bellingcat и JIT изложили в основных голландских СМИ. Особые мнения хранятся вне досягаемости и заклеймены как маргинальный заговор.

Голландские СМИ сделали немного больше, чем скопированные заявления Bellingcat, JIT и других официальных органов. Хотя некоторые голландские репортеры ездили на восток Украины, чтобы сделать свои собственные наблюдения, они сделали это без очевидного намерения критически проанализировать официальную версию событий и изучить альтернативные сценарии.

Нет уверенности в том, что четверо подозреваемых будут осуждены. Два голландских адвоката Олега Пулатова выдвинули веские аргументы в свою защиту. Среди прочего, им удалось заставить суд расследовать возможность того, что украинские истребители присутствовали во время крушения и что они могли использовать MH17 в качестве живого щита, чтобы защитить себя от ракет земля-воздух «сепаратистов».

Такой инцидент не будет беспрецедентным: Правительство России заявило, что израильские военно-воздушные силы регулярно используют российские самолеты в качестве прикрытия для своих вылазок над сирийской территорией. Это привело к тому, что сирийские ПВО случайно сбили российский самолет во время воздушного нападения Израиля в 2018 году.

Более того из конфиденциального документа JIT, опубликованного Bonanza Media, видно, что «сепаратисты» были убеждены, что власти в Киеве намеренно держали воздушное пространство на востоке Украины открытым.

«Телефонные звонки указывают на то, что они думали, что военные самолеты пролетали близко к гражданским самолетам в целях безопасности», — заявила Манон Риддербекс из голландской прокуратуры на заседании полевого офиса JIT 25 января 2018 года. За месяц до крушения MH17, 18 июня 2014 года, они поделились своим беспокойством по этому поводу на YouTube.

Десятки, а возможно и более сотни очевидцев утверждают, что видели истребители, действовавшие в районе восточной Украины во время крушения MH17. Адвокаты хотят, чтобы некоторые из них дали показания в суде. Это вызвало агрессивную реакцию Bellingcat.

В течение многих лет сотрудники Bellingcat высмеивали всех кто довольствовался тем, что MH17 был сбит украинским истребителем или был случайно поражен ракетой «Бук», предназначенной для вражеского самолета. Теперь сайт нацелен на команду защиты. Хиггинс зашел в Твиттер, чтобы разогнать атаки, назвал адвокатов кучкой клоунов, «сплошной автокатастрофой … повторяя правдивую ерунду», обвинил их в вызове давно умерших свидетелей.

Свидетель истребителей

Как «ведущий российский следователь» Bellingcat Христо Грозев взял на себя инициативу в нападении на команду защиты MH17.

В статье под названием «Действующие лица в кризисной ситуации как стратегия защиты» Грозев высмеивал адвокатов защиты за то, что они пытались выставить свидетелей на трибуну, которую он назвал ненадежной. По словам Грозева, один из свидетелей давно отказался от показаний о истребителях.

«В беседе с DM и в протоколе, — якобы сказал Bellingcat очевидец, — 17 июля 2014 года я не видел ни одного истребителя или другого самолета».

Однако Bellingcat не представил никаких доказательств того, что свидетель когда-либо делал такое заявление. Фактически, это кажется ложью.

Российская журналистка Яна Ерлашова из Bonanza Media навестила свидетеля, известного как Артем, в его родном городе. В видеоотчете Ерлашовой «Bellingcat Scams MH17 Warplane Witness» Артем категорично заявил, что он никогда не отказывался от своих показаний.

Он также утверждал, что никогда не давал согласия на интервью с кем-либо из Bellingcat. Фактически, к Артему в сети обратился безликий человек, который назвал себя журналистом, но никогда не указывал, что работает на Bellingcat. Свидетель предоставил Ерлашовой скриншоты чата. В этом чате нигде не было цитаты, которую Грозев приписал Артему.

На изображениях чата, которые Артем предоставил Ерлашовой, видно, что загадочный журналист назвал себя именем «Питер Хьюис». В Bellingcat работает голландец по имени Питер ван Хьюис. Он разговаривал с Артемом? Я спросил его. Он отрицал это.

Как ни странно, это оказался Грозев, автор статьи Bellingcat, который разговаривал с Артемом. Но, по словам Хиггинса, Грозев не делал этого под именем «Питер» или «Питер Хьюис». Поэтому Хиггинс предположил, что видеоинтервью Ерлашовой с Артемом сфабриковано российской военной разведкой ГРУ.

По логике Хиггинса, беседа, которую Артем показал Ерлашовой, была фальшивкой и на свидетеля оказывали давление, чтобы он притворился подлинным. Основатель Bellingcat не представил никаких доказательств в поддержку выдвинутого им крайне маловероятного сценария.

Я несколько раз просил Хиггинса раскрыть «настоящий чат», который, как говорят, Грозев вел с Артемом, но он проигнорировал мою просьбу.

Нападение на Макса ван дер Верфа

5 ноября адвокаты MH17 попросили разрешения взять интервью у голландского частного сыщика и продавца электрических велосипедов Макса ван дер Верффа об исследовании, которое он проводил в Восточной Украине. Ван дер Верфф сказал, что разговаривал с десятками людей в Первомайском, селе недалеко от сельскохозяйственного поля, откуда предположительно была выпущена смертоносная ракета «Бук». Он заявил, что ни один из жителей не увидел бы шлейф дыма на фото, продвигаемом СБУ.

Ван дер Верфф также первым вошел в квартиру, откуда якобы была сделана фотография шлейфа дыма. Он продолжил исследование маршрута, по которому должен был пройти низкорамный погрузчик с батареей «Бук Телар».

JIT дважды беседовала с ним по несколько часов о его выводах. Его исследование привело к тому, что его имя было помещено в черный список Миротворец, вредоносного ультранационалистического веб-сайта в Украине, нацеленного на журналистов, критикующих политику Киева. Несколько репортеров, фигурирующих на сайте, были убиты. Голландская ассоциация журналистов (NVJ) выступила против запугивания Ван дер Верффа, но правительство и парламент Нидерландов не подняли шума.

После нескольких лет волонтерского ведения блога, Ван дер Верфф заключил партнерство с Яной Ерлашовой из Bonanza Media. Вместе они создали документальный фильм под названием «MH17 — Призыв к справедливости», который собрал более 342 000 просмотров с момента его выхода в 2019 году. В этом году они также опубликовали конфиденциальные документы JIT, в том числе отчет голландской военной разведки и Службы безопасности (MIVD), который показал, что MIVD обнаружила множество украинских установок «Бук» на востоке Украины и ни одной российской установки.

Поскольку Bellingcat не мог дискредитировать Ван дер Верфа на основе хорошо изученного контента, представленного в его блоге и в его недавнем документальном фильме, Хиггинс решил развернуть кампанию дезинформации.

По словам Хиггинса, Ван дер Верфф утверждал, что MH17 был сбит истребителем и что весь инцидент произошел под ложным флагом. Однако Ван дер Верфф никогда не утверждал ничего подобного. Напротив, он всегда подчеркивал, что не исключает возможности причастности России к катастрофе. Ван дер Верфф делает то, что Bellingcat и голландские СМИ отказываются делать: он ставит под сомнение официальную версию событий и, таким образом, сохраняет возможность альтернативных сценариев.
Такое критическое мышление не приветствуется. В ноябре этого года Bellingcat начал фронтальную атаку на Bonanza Media и косвенно на Ван дер Верффа, как бывшего соавтора. Его статья называется: «Операции ГРУ по дезинформации MH17, часть 1: Медиа-проект Bonanza».

Bellingcat обвинила владелицу Bonanza Ерлашову в получении конфиденциальных документов JIT, опубликованных на ее веб-сайте, от российской военной разведки, известной как ГРУ. Не исключено, что эти документы были получены российской спецслужбой. Но, как и большинство журналистов, освещающих вопросы связанные с национальной безопасностью, Ерлашова и Ван дер Верфф защищают свои источники, отказываясь комментировать свои источники. Журналисты часто публикуют информацию, предоставленную службами безопасности. Пока информация верна, никакие жизни не поставлены на карту и журналист не получает финансовой компенсации от источника, такая практика является этичной.

Ван дер Верфф утверждал, что никогда не получал ни цента от ГРУ или правительства России. Bellingcat не утверждает обратного и не утверждает, что Ван дер Верфф сотрудничал с ними. Прокуратура Нидерландов подтвердила подлинность документов, опубликованных Bonanza Media. Итак, заголовок статьи Bellingcat, в которой содержится предупреждение о «дезинформации», не содержит никаких доказательств, подтверждающих это заявление. Действительно, ни в одной статье о дезинформации ни в одном из произведений Bonanza Media не приводится ни одного примера.

Клевета в голландских СМИ

Атака Bellingcat вызвала волну клеветы в основных голландских СМИ. «Голландский блогер о MH17, управляемый российской секретной службой», — гласила ежедневная газета NRC. «Ван дер Верфф работал по заказу ГРУ — российской военной разведки», — писал голландский еженедельник De Groene Amsterdammer.

Утверждается, что эти клеветнические заявления полностью основаны на статье Bellingcat. Однако в статье не содержалось подобных утверждений. Тем не менее, большинство голландских СМИ просто скопировали клевету на NRC и Де Грёне в свое собственное освещение.

В голландском парламенте депутат Сьерд Сёрдсма из D66 осудил то, что он назвал «атакой на конституционный строй Нидерландов». Свен Купманс и Йерун ван Вейнгаарден из VVD предложили правовые меры для действий против «иностранных спецслужб, которые проводят кампании по дезинформации в сотрудничестве с Граждане Голландии».

В ответ Шёрдсме министр иностранных дел Стеф Блок написал: «Выводы Bellingcat, похоже, подтверждают обеспокоенность правительства по поводу распространения дезинформации по России».

Впоследствии министр юстиции и безопасности Фердинанд Грапперхаус зашел так далеко, что назвал деятельность Bonanza Media «нежелательным иностранным вмешательством» и «распространением дезинформации». Генеральный секретарь NVJ Томас Брунинг заявил в De Groene, что он «очень шокирован». Он заявил, что рассмотрит возможность исключения Ван дер Верфа из состава союза журналистов.

В стороне от огненной бури сфабрикованного возмущения оказался тот важный факт, что Bellingcat тесно сотрудничала с NRC и De Groene, чтобы разработать свой хит о Ван дер Верффе. Как признал Де Грене в своей статье, «Грюн Амстердаммер помогал Bellingcat по ряду вопросов для их исследовательского отчета».

Более того, NRC знала, что будет дальше. Это видно из личного сообщения, которое Ван дер Верфф получил от газеты о статье Bellingcat до ее публикации.

Почему ведущие голландские издания сделали заявления, которые Bellingcat так и не подтвердил? Во-первых, они намеревались испортить репутацию Ван дер Верффа. Во-вторых, потому что они считали, что им это сойдет с рук. В то время как строгие британские правила клеветы не позволили Bellingcat открыто очернить Ван дер Верффа как российского агента, голландские власти придерживаются гораздо более либерального подхода, освобождая путь для NRC и Де Грёна без юридических последствий.

Сомнительно, что суд по MH17 все же позволит защите допросить Ван дер Верффа в суде. В Нидерландах адвокаты во многом зависят от судей при опросе свидетелей и специалистов по уголовным делам. Они должны подать запрос на это.

Статьи в соавторстве с ГРУ?

Атака Bellingcat на СМИ Bonanza касается не только Ван дер Верфф и Ерлашовой. Это также касается вашего покорного слуги. Я опубликовал двенадцать статей о суде над MH17 на Bonanza Media. Bellingcat утверждает, что получил электронные письма из почтовых ящиков двух высокопоставленных офицеров ГРУ. Судя по этим электронным письмам, Ерлашова отправила мои статьи одному из этих офицеров до публикации на сайте Bonanza Media.

Неужели Ерлашова? В подтверждение своего утверждения Bellingcat показывает скриншот электронного письма, которое якобы отправила Ерлашова с моей первой статьей для Bonanza Media. Судя по скриншоту, письмо было отправлено за день до публикации статьи. Затем они показывают скриншоты черновой версии статьи — и сравнивают их с опубликованной версией. Из этого они делают вывод: «Между копией представленной Ерлашовой офицеру ГРУ и опубликованной версией, в статью Ван де Бика было внесено только три существенных изменения. Неясно, кто запросил или предложил эти изменения».

Скриншоты черновика статьи, которые показал Bellingcat, на самом деле являются скриншотами из первой версии, которую я отправил Ерлашовой. Но как это подтверждает предположения и утверждения Bellingcat? Действительно ли Bellingcat получил черновик из почтового ящика агента ГРУ?

На скриншоте электронного письма, которое якобы отправила Ерлашова, раздел получателя неактивен. Кто-то мог получить черновик, взломав почтовый ящик Ерлашовой или мой — а скриншот электронного письма Ерлашовой мог быть сделан с поддельного электронного письма. Ерлашова отрицает, что когда-либо отправляла какие-либо мои статьи в ГРУ и у меня нет причин сомневаться в ней. Она талантливый, опытный журналист и, вероятно, знает о MH17 больше, чем любой из ее профессиональных коллег в России. Ей не нужно, чтобы кто-то говорил ей, как можно улучшить статью о MH17, когда она ее увидит. И уж точно не потребовалось никаких предложений какой-либо спецслужбы, чтобы внести незначительные изменения в статью.

Bellingcat считает, что три изменения были запрошены или предложены. Были ли они на самом деле? Bellingcat не представила никаких доказательств этого утверждения.

Любой запрос или предложение, которые я получал, я получил от Ерлашовой. Это стандартная практика в журналистике, когда автор и главный редактор вместе проходят процесс редактирования. Ерлашова иногда предлагала некоторые изменения в отправляемых мной статьях — и многие из них мне показались очень полезными. Некоторые из них я использовал для улучшения своих статей. Никогда ничего не переписывал протестуя. Я никогда не испытывал давления. Фактически, я испытал огромную свободу писать все, что хотел. Ерлашова не отклонила ни одной моей подачи.

Bellingcat намекает, что ГРУ могло запросить или предложить изменения в моих статьях. Тем самым они настоятельно предполагают, что соавтором моих статей мог быть офицер российской разведки. Bellingcat оставляет это на усмотрение своих читателей: либо этот репортер — полезный идиот, не зная, что Ерлашова направляет предложения или запросы от ГРУ, либо он охотно сотрудничает с ГРУ в целях пропаганды.

Я уверен, что Bellingcat лучше знает. Если бы они действительно получали электронные письма из почтового ящика офицера ГРУ, они бы не написали, что им «непонятно» кто просил или предлагал изменения в моей статье. Тогда они бы знали ответ на вопрос, если бы ГРУ вмешалось в процесс редактирования — и если бы ответ был положительным, они бы наверняка представили доказательства.

Но они предпочли не быть честными. Они решили дискредитировать меня, как и всех, кто осмеливается подвергнуть сомнению официальную версию MH17. Почему? Bellingcat просто страдает от некоего идеологического туннельного видения? Или в этой истории есть нечто большее?

Bellingcat делает противоположное тому, чему занимается настоящая журналистика: отслеживает поведение властей. Вместо этого Bellingcat защищает власти от журналистов и других, кто бросает им вызов. Как мы видели в продолжающемся скандале вокруг «химического сторожевого пса» ОЗХО в Гааге, Bellingcat даже заходит так далеко, что помогает руководству ОЗХО очернить одного из информаторов и скрыть выводы своих собственных инспекторов в Думе, Сирия.

Кто стоит за Черным зеркалом?

Атака Bellingcat на Бонанзу была полна иронии. Анонимные авторы обвинили Ерлашову и Ван дер Верфф в том, что они полагались на иностранную разведку в получении информации о расследовании MH17. Однако те же самые предполагаемые исследователи «открытого исходного кода» продолжали получать информацию, которую нигде нельзя найти в Интернете. Действительно, информация Bellingcat получена из источников настолько секретных, что практически невозможно поверить в то, что сайт не делает именно то, в чем обвиняет Bonanza Media: делится информацией, предоставленной службой государственной безопасности.

Среди наиболее значительных спонсоров Bellingcat — Национальный фонд демократии (NED): учреждение, финансируемое американским правительством. Соучредитель NED Аллен Вайнштейн заявил в The Washington Post: «Многое из того, что мы делаем сегодня, было тайно сделано ЦРУ 25 лет назад». Недавно в статье в журнале Foreign Policy бывший заместитель начальника отдела операций ЦРУ по Европе и Евразии Марк Полимерполус похвалил Bellingcat за их работу.

«Я не хочу быть слишком драматичным, но нам это нравится, — сказал он. — Вместо того, чтобы пытаться прояснить ситуацию или беспокоиться о проблемах классификации, вы можете просто сослаться на их работы».

Как ни странно, финансирование Bellingcat никогда серьезно не подвергается сомнению в СМИ. Как и источники информации, которую получает Bellingcat, кроме «открытых источников». Телефонные переговоры российских офицеров ГРУ и содержимое их почтовых ящиков строго конфиденциальны. Их нельзя найти в Интернете. Тем не менее Bellingcat утверждает, что получила эту информацию. Данные паспорта также не являются открытым исходным кодом. Тем не менее Bellingcat заполучила паспортные данные Ван дер Верфф и Ерлашовой. В 2018 году Bellingcat получил паспортные данные двух граждан России, подозреваемых британским правительством в отравлении бывшего российского военного офицера и двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери в британском городе Солсбери.

На сайте Bellingcat постоянно появляется секретная информация об офицерах ГРУ, будь то фальшивка или нет. Как и в случае со Скрипалями и Bonanza Media, он также появляется в The Insider, ключевом партнере Bellingcat, которым руководит  российский журналист Роман Доброхотов. Несколько раз предполагаемая взломанная информация ГРУ, появлявшаяся на обоих сайтах, приписывалась таинственной сущности под названием «Черное зеркало».

Что такое Черное зеркало? Согласно Bellingcat, это группа хактивистов, то есть группа этичных хакеров. Сейчас это маловероятно. Только конкурирующая разведка будет способна на такие операции и ни одна спецслужба нигде в мире не позволит своим гражданам выполнять такие действия. Это может случиться однажды, но тогда они позаботятся о том, чтобы этого больше не повторилось.

В своей последней статье «Группа экспертов ФСБ по химическому оружию, причастная к отравлению Алексея Навального Новичком», опубликованной 14 декабря, Bellingcat заявила, что получила обширные данные о телекоммуникациях и поездках, которые указывают на причастность Федеральной службы безопасности (ФСБ) России к отравлению российского оппозиционного политика Алексея Навального. Для этого материала Bellingcat снова сотрудничал с Доброхотовым из The Insider. Но на этот раз «Черное зеркало» не упоминалось. Bellingcat заявил, что информация была куплена на черном рынке. В интервью латвийскому сайту Meduza Христо Грозев сказал, что заплатил за это из собственного кармана.

Иск против Bellingcat

Доброхотов заявил в Твиттере, что Ван дер Верфф получает деньги от ГРУ. Ван дер Верфф в ответ объявил о судебном иске против российского издателя, предложив ему доказать свой подстрекательский иск в московском суде. Он уверен что победит, потому что никогда не получал ни цента ни от одной спецслужбы.

Возможно, вскоре против Bellingcat также подадут иск. По словам Ван дер Верфф, Игорь Безлер готовит дело против Bellingcat. Безлер — гражданин России, который последние шесть лет подвергался преследованиям со стороны СБУ и Bellingcat за его причастность к крушению MH17.

Государственная прокуратура Нидерландов заявила 9 марта 2020 года, что Безлера не подозревали в причастности к крушению малазийского Боинга. В тот день обвинение оправдало еще двух россиян, против которых проводился судебный процесс в СМИ, организованный Bellingcat. Некоторые голландские СМИ сообщили об этом, но лишь случайно, не сообщая общественности, что и кто их обманул.

Положение Bellingcat в Нидерландах практически неприкосновенно. Их заявления широко рассматриваются как евангельская истина на MH17. Любой, кто критикует Bellingcat или официальную версию, рискует быть названным заговорщиком или полезным идиотом Кремля, ​​или будет обвинен в срыве уголовного расследования и судебного разбирательства. В худшем случае их обвинят в работе на Кремль.

Когда основные голландские репортеры клевещут на инакомыслящих журналистов, таких как Ван дер Верфф, их главные редакторы, кажется, одобряют это. Запросы об исправлении ложных сообщений были отклонены. Даже главный редактор Дольф Рогманс ежемесячного журнала Villa Media для членов голландской ассоциации журналистов NVJ отказался удалить клевету на Де Грёне, на которой они основали заголовок газеты и заголовок своей статьи. Заголовок гласит: «Bellingcat: голландские активисты MH17, управляемые российской военной разведкой». Статья гласит: «Исследовательский коллектив Bellingcat утверждает, что ГРУ активно направляет блоггеров и журналистов в кампанию дезинформации вокруг MH17. Платформы и журналисты, которые выдают себя за независимых исследователей, получают материалы и заранее представляют свои работы ГРУ, — говорит Bellingcat ». Villa Media опубликовала статью, не предложив Ван дер Верффу право на ответ. Таково состояние профессиональной журналистики в Нидерландах сегодня.

На фоне всех волнений, связанных с событием Bellingcat, произошли еще два заметных инцидента. Человек, использующий псевдоним Дэниел Ромейн (настоящее имя, вероятно, Данио Ромейн) связался с компанией электронных велосипедов, на которую работает Ван дер Верфф. Он сделал это, используя адрес электронной почты и написав: «Я не знаю, разрешено ли вам отвечать на мой вопрос из-за законодательства о конфиденциальности, но неправильно утверждать, что он работает на вас, в то время как я думаю, что это неправда». К его удивлению, на его электронное письмо ответил сам Ван дер Верфф, менеджер компании. «Почему бы тебе не написать под своим настоящим именем?» — спросил его Ван дер Верфф. «И вы отправили письмо от имени Bellingcat?» Ромейн не ответил. Но Питер ван Хьюис из Bellingcat сделал это. «Дэниел уже некоторое время не работает в Bellingcat. Мы не знали о его действиях», — написал он.

Затем был инцидент с участником Bellingcat Тимми Алленом, настоящее имя которого — Олаф Нейч, который работал на секретную полицию ГДР Штази. Он призвал людей найти домашний адрес человека, упомянутого в статье Bellingcat о Bonanza Media: украинско-российской активистки Елены Политниковой, которая вызвалась добровольцем в Bonanza. Намекнув в Твиттере о ее домашнем адресе в Голландии, Аллен поставил ее жизнь под угрозу. Имя Плотниковой внесено в черный список вышеупомянутой ультранационалистической организации «Миротворец».  Плотникова подала заявление в полицию и впоследствии Нейч удалил свой твит. И снова Bellingcat сделал вид, что не несет ответственности.

«Хотя у Аллена никогда не было контракта с нами, он доброволец (чести)», — написал Ван Хьюис. «Мы не принимаем данные почтового адреса. Ясно?»

30 августа 2020 года Bonanza Media объявила, что возьмет перерыв из-за отсутствия финансирования. 19 декабря на веб-сайте было заявлено, что он «был возвращен к жизни Bellingcat и его партнерами по преступности в голландских СМИ» и что он намеревается начать краудфандинг для судебных исков.

Перевела Юлия Витязева, специально для News Front

Оригинал — Eric van de Beek

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх